Три секунды которые потрясли. Три секунды александра белова, которые потрясли мир. секунды, принесшие победу
Интересный обзор о фильме «Движение вверх» , от моего постоянного читателя Дмитрия Кондрашова
итак…
О фильме
(ссылка в vk)
Сколько себя помню, всегда был равнодушен к баскетболу.
Однако фильм «Движение вверх», снятый по мотивам легендарной истории противостояния сборной СССР и США в финале Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, заставил меня в корне изменить свое отношение к этой величайшей и самобытной спортивной дисциплине, являющейся для многих профессиональных спортсменов — настоящей философией, а для многомиллионной армии баскетбольных болельщиков — религией. Вопреки последним «кино-шедеврам» современной российской киноиндустрии патриотического характера, таким как: «Легенда № 17», ремейк фильма «Экипаж», «Викинг» и пр. — этот фильм превзошёл все самые смелые ожидания.
«Движение вверх» — действительно, один из немногих на моей памяти, стоящих фильмов российского производства, повествующий о выдающихся страницах советского спорта, становлении отечественной школы баскетбола, настоящей КОМАНДЕ, несгибаемой воле к победе, и главное, о стремлении спортсмена не прославиться самому, а прославить, прежде всего, свою страну, герб которой, выбит золотой нитью на его алой игровой майке.
В основе сюжета, помимо грандиозной баталии двух спортивных супердержав, лежит семейная драма главного тренера сборной СССР по баскетболу Владимира Гаранжина (экранный прототип Владимира Петровича Кондрашина).
Его сын, Шурка — инвалид колясочник, утративший способность ходить, но надежда на его выздоровление есть, нужна операция, которых в союзе на тот момент не делали, только на Западе. Однако свидетельств супруги Кондрашина на этот счет нет (она вообще была против этого фильма).
Впрочем, мнения реальных героев фильма, с которых была писана эта кинолетопись, я приведу ниже, кроме того, еще представлю ряд спортивных фактов и любопытных моментов, касающихся этой эпохальной битвы, а так же событий, ей предшествовавших, как в советском, так и в мировом баскетболе и сопоставлю все имеющиеся эпизоды из жизни с тем, что получилось на экране. Но обо всём по порядку. Итак, сперва, киношная составляющая. Поставить на ноги сына — вот главная жизненная цель тренера Гаранжина, которого, безусловно, здорово (но не безупречно) сыграл Владимир Машков (вообще, надо признать, Машков в своих лучших традициях: «Вор», «Ликвидация», «Родина» и пр. придал картине определённого нерва, эдакой харизмы, драйва и, конечно же, драматизма). Однако в процессе киноэпопеи мы узнаем, что команда в жизни советского специалиста, значит ничуть не меньше, чем его собственная семья, точнее спортивный коллектив и близкие родственники — это и есть одна большая семья тренера Гаранжина.
С первых кадров, картина, в буквальном смысле, захватывает зрителя. Накануне Олимпиады в сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер.
Свежеиспеченный наставник Гаранжин зажигает команду сызнова, реанимирует её, посредством внедрения инновационных методов подготовки спортсменов, основанных на своих многолетних наблюдениях и наработках, задает новый вектор развития. Идея фикс — обыграть родоначальников баскетбола американцев, которые ни разу к тому времени, за всю историю выступлений на ОИ не терпели поражения. Авантюрная и казалось невыполнимая задача, учитывая силу и мощь «звездно-полосатых». Плюс ко всему, напряженная политическая обстановка между двумя странами, обусловленная идущей вот уже третье десятилетие холодной войной. Советское спортивно-партийное руководство (Гармаш, Башаров, Смоляков), предсказуемо оказывается в недоумении от амбиций главного тренера, чиня тому разного рода препятствия и страхуясь при каждом шаге, стремясь одновременно держать «руку на пульсе» и в то же время «подстелить себе соломки» на случай фиаско главной команды страны (беспрецедентный досмотр всех членов команды на таможне, наличие информаторов в коллективе, и прочая «культпросветработа» того времени). Но, как говорят в народе, «глаза страшатся, а руки делают».
Кирилл Зайцев в роли атакующего полузащитника сборной СССР, Сергея Белова
Напряженные, интенсивные физические нагрузки чередуются с вдумчивыми тактическими занятиями — метод Гаранжина в действии. И результат не заставил себя ждать, сборная Советского Союза по баскетболу одерживает одну победу за другой. Вначале, мы завоевываем золотые медали чемпионата Европы, в матче за 1 место повержена сборная Югославии, затем, отправляемся в Сан-Паулу (Бразилия) на Межконтинентальный кубок по баскетболу, где в решающем поединке берем верх над хозяевами турнира.
Слева направо:
грузинский актер Иракли Микава в роли атакующего защитника сборной СССР, Зураба Саканделидзе; российский актер Иван Колесников в роли форварда сборной СССР, Александра Белова; грузинский актер Отар Лорткипанидзе в роли атакующего защитника сборной СССР, Михаила Коркия (Мишико)
Таким образом, «красная машина» уверенной поступью идет к главному для себя первенству в истории, где в финале, в одном из самых зрелищных и запоминающихся матчей за всю бытность Олимпийского движения, свергает с трона непобедимых доселе американцев. Отдельная тема это, безусловно, техническая составляющая картины, спецэффекты, атмосферность на экране. «Движение вверх» снят в лучших традициях современных «экшенов». Поделюсь своими собственными эмоциями. Когда до конца финального матча оставались считанные минуты, наши еще вели, но американцы стали стремительно сокращать отставание в счете, камера выхватывает советских болельщиков на трибуне и они бросают до боли знакомый, родной сердцу клич — «шайбу!», «шайбу!», в этот момент мне тоже захотелось вскочить на ноги и скандировать вместе с ними…
Кузьма Сапрыкин в роли разыгрывающего защитника сборной СССР, Ивана Едешко
Ну и наконец, апофеоз фильма (победный бросок Александра Белова на последних секундах финального матча с американцами) авторы попытались передать с помощью технического приема «Mannequin Challenge», это когда в течение 55 секунд в спортивном зале, где проходит финал ОИ СССР-США, словно останавливается время, все вокруг замирают (игроки, тренеры, технический персонал, зрители на трибунах), а камера парит над куполом арены и снимает все происходящее.
Кроме того, позитивной атмосферы фильму добавляет неплохое чувство юмора его создателей. Например, удачно, на мой взгляд, вкраплен в общую канву выдуманный эпизод «дворовой схватки» наших ребят с местными любителями баскетбола из американских подворотен, который случился во время турне сборной СССР по США, в рамках стратегической идеи главного тренера (матчи со студенческими командами для появления опыта личных встреч с родоначальниками баскетбола).
Товарищеский матч с любителями уличного баскетбола в американских трущобах, сзади, по центру в прошлом баскетболист, а ныне актер Александр Ряполов в роли центрового сборной СССР, Алжана Жармухамедова
Также, улыбнула грузинская свадьба, которую по замыслу режиссёра, наши спортсмены посетили в полном составе, чтобы поддержать жениха и по совместительству партнера по команде Михаила Коркия (Мишико), а заодно потренироваться в горах, для сохранения спортивной формы и игрового тонуса.
Грузинская свадьба Мишико
Не обошли стороной и детективную составляющую. Коснулись главной «информационной бомбы» ОИ 1972 года в Мюнхене — захвата заложников в олимпийской деревне, а также несостоявшуюся шпионскую иммиграцию к своим родственникам на Запад, строптивого литовца Модеста Паулаускаса (Модя), который в последний момент одумался и остался верен сборной и её тренеру (очередная режиссерская задумка).
Товарищеский матч со студенческой командой США, в рамках заокеанского турне сборной СССР
И в завершении о драматургии, которая заставила зрителя по-настоящему расчувствоваться. Воочию убедился, не было ни одного человека в зале, кого бы оставили равнодушными искренние слезы благодарности главного тренера, которому игроки сборной отдают свои премиальные, узнав о том, что он тайком от всех пожертвовал все свои личные сбережения (накопленные сыну на операцию) на лечение их смертельно больного товарища по команде. Занавес. Аплодисменты. У большинства, глаза на мокром месте.
Местами сказочка? Возможно. В фильме хватает вымысла и эффектных сцен, которые нынче так почитаемы публикой, да и молодые актеры, порой, откровенно переигрывают. Но это не отменяет главного — картина удалась на славу и это признают многие, в т.ч. участники того суперфинала, которые буд-то помолодели на 45 лет, заново пережив всё происходящее на экране.
Об истории
(ссылка в vk)
А теперь пришло время рассказать о том, что было на самом деле.
В этом году исполняется 46 лет с той знаменательной даты для всего отечественного спорта — золотого олимпийского триумфа сборной Советского Союза по баскетболу над своими визави из Соединенных Штатов Америки. Родоначальники баскетбола американцы достаточно долго в мире не знали себе равных. Однако в конце 40-х годов XX столетия на мировой арене стала восходить звезда сборной СССР. Наша команда стремительно набирала обороты и вскоре стала сильнейшей на Европейском континенте.
Сборная СССР 1972 года, Сидя: (слева направо) Модестас Паулаускас (Модя), Михаил Коркия (Мишико), Зураб Саканделидзе, Иван Едешко, Сергей Белов, стоя: Алжан Жармухамедов, Геннадий Вольнов, Анатолий Поливода, Сергей Коваленко, Александр Белов, Иван Дворный и Александр Болошев.
На четырех олимпиадах подряд (с 1952 по 1964 гг.) сборная Советского Союза по баскетболу завоевывала серебро, уступая лишь американцам. В 1959 году на ЧМ в Чили, наша сборная обыграла всех, включая американцев и фактически, заняла первое место, но победителем мирового первенства так и не стала. Команду дисквалифицировали за отказ от матча со сборной Тайваня по политическим мотивам.
Отношения СССР и КНР носили дружеский характер, и партийное руководство запретило нашим спортсменам выходить на матч против отсепарировавшегося от Китая острова. В 1963 году на чемпионате мира в Бразилии, сборная СССР заняла третье место, при этом победив американцев — 75:74. А в 1967 году в Монтевидео (Уругвай), советские баскетболисты впервые в своей истории стали чемпионами мира. Правда, сборной США наши тогда проиграли — 58:59.
Долгие годы тренировал нашу команду Александр Яковлевич Гомельский — человек-легенда отечественного баскетбола, подопечные его уважительно называли «папа». Он фактически выстроил этот замечательный вид спорта с ноля. После того, как Советская команда заняла третьи места сначала на Олимпиаде 1968 года в Мехико, а затем на чемпионате мира-1970 в Югославии, Гомельского сняли с поста главного тренера за неудовлетворительные результаты.
Заслуженный тренер СССР, Александр Яковлевич Гомельский («папа»)
Подготовку сборной СССР к Олимпиаде 1972 года в Мюнхене возложили на плечи его извечного соперника по первенству страны Владимира Петровича Кондрашина, которого в свою очередь, воспитанники нарекли «батюшка».
Оба тренера долгое время соревновались в чемпионате СССР, Гомельский тренировал московский «ЦСКА», Кондрашин — питерский «Спартак». При Кондрашине, игра сборной стала более разнообразной в тактических построениях.
Мастер спорта, заслуженный тренер сборной СССР, Владимир Петрович Кондрашин («батюшка»).
Атмосфера в команде нормализовалась, игроки после ряда прошлых неудач успокоились и сумели раскрепоститься. Путь к матчу мечты с американцами лежал через каждодневный, тяжелый, монотонный труд. Советский специалист попытался по новому, творчески подойти к тренировочному процессу, привнес ряд уникальных методик опережающих время, в т.ч. и собственного изобретения, основанных на более силовом, контактном баскетболе (по аналогии с заокеанским), кроме того, успешно воплощалась в жизнь инновация с большим количеством замен по ходу матча.
Также при Владимире Петровиче по-настоящему раскрылся и засверкал главный герой финала ОИ 1972 года в Мюнхене, Александр Белов. Одним словом, Кондрашину удалось вдохнуть вторую жизнь в Советскую баскетбольную сборную, команде было чем удивить своих потенциальных соперников. В отличие от режиссерской версии, первых успехов на международной арене, ведомая Кондрашиным сборная СССР, достигла уже в 1970 году в Турине (Италия), выиграв Универсиаду. Затем, завоевала золотые медали чемпионата Европы 1971 года в ФРГ, в финале обыграв сборную Югославии — 69:64.
Главный старт для нашей команды — Олимпийский турнир 1972 года проходил в Мюнхене в период с 27 августа по 9 сентября. На начальном этапе, команды-участницы были разбиты на две группы по 8 команд. Напрямую в полуфинал соревнований выходили команды, занявшие 1-2 места в своих группах. Наши, вышли в полуфинал с первого места в группе, одержав 7 побед в 7 матчах (были обыграны сборные Сенегала, Филиппин, Польши, ФРГ, Пуэрто-Рико, Югославии и Италии).
В параллельной группе, аналогичного результата из побед в каждом матче добились американцы. 7 сентября, в полуфинале Олимпийского турнира сборная СССР не без труда обыграла сборную Кубы, после первой 20-ти минутки команда с Острова Свободы даже вела с перевесом в одно очко, однако во второй половине матча наши ребята сумели склонить чашу весов в свою пользу, итоговый счет — 67:61. В другом полуфинале «звездно-полосатые» без особых проблем, на классе одержали верх над сборной Италии — 68-38.
Финал баскетбольного турнира Олимпийских игр в Мюнхене СССР — США. По тогдашним правилам, матч состоял из двух таймов по 20 минут, трехочковых в то время не существовало, а еще было запрещено забивать сверху. В последние 3 минуты игры обязательно было не менее чем за 10 секунд пересечь центральную линию, также не существовало правила «зоны». Кроме того, в случае нарушения правил, команда, получившая право на штрафные, могла от них отказаться и просто сохранить за собой владение мячом, это позволяло тянуть время в концовке матча.
Для удобства заокеанской телеаудитории, финальный матч начался поздно вечером 9 сентября 1972, в 23:50 по местному времени. На протяжении всей встречи сборная СССР владела преимуществом, нередко разрыв в счете доходил до 10 очков. Без преувеличения, феерил в этот вечер на паркете — 10-ка сборной Советского Союза, Сергей Белов, который набрал за матч 20 очков! Американцы были явно обескуражены и не ожидали такой прыти от наших баскетболистов. За 9 минут до конца матча преимущество сборной СССР вновь достигло 10 очков.
Опытный наставник сборной США Генри Айба дает установку — «соперника не щадить», и американцы начинают давить, играть агрессивно, осуществляя тотальный прессинг по всей площадке, и за минуту до конца, преимущество сборной СССР сократилось до одного очка, наши игроки устали, начали нервничать и ошибаться. За восемь секунд до финальной сирены сборная Советского Союза вела 49:48. Наши в атаке, мяч после розыгрыша партнёры по команде отпасовали Александру Белову, а тот в свою очередь, после серии финтов и неудачной попытки бросить из под кольца, отдает передачу назад и попадает под «блок-шот» американца Тома Макмиллана. Перехват американцев и нашим, чтобы спасти встречу пришлось фолить, «выручил» Зураб Саканделидзе, однако Жуглас Коллинз забил оба штрафных броска.
Счет на табло, впервые за весь матч, становится в пользу американцев — 49:50. В ту же секунду, тренер сборной СССР Владимир Кондрашин попросил тайм-аут, однако судьи этого не заметили (или сделали вид) и его в итоге не дали. Затем, после горячих споров с судейским столиком, тайм-аут нашим все же был предоставлен. Судья остановил встречу, играть оставалось всего три секунды. Во время паузы Кондрашин успокаивает ребят: «Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть». И вместо Алжана Жармухамедова выпускает Ивана Едешко, вспоминая о том, что он обладает филигранной техникой паса, отработанной при игре в гандбол. После перерыва мяч в игру ввел вышедший на замену Едешко, он отпасовал на Паулаускаса, а тот в свою очередь отдал пас на Александра Белова, который находился под щитом, но не попал.
И в этот момент прозвучала финальная сирена, радостные американцы высыпали на площадку и принялись неистово праздновать свою победу. Как выяснилось впоследствии, рано радовались… Ошибся секундомерист. По одной из версий, секундомер был запущен сразу после паса Ивана Едешко, а по правилам баскетбола, время после ввода мяча в игру запускается тогда, когда мяч коснулся одного из игроков, находящихся в поле, согласно другой версии: он перепутал кнопки (на секундомере значилось 50 секунд) и финальная сирена прозвучала только для того, чтобы остановив встречу, выставить правильное время на секундомере.
Интересный факт, этого недотепу, который потерялся во времени звали Йозеф Блаттер, тот самый старина Зепп, коий спустя 25 лет займет пост президента FIFA. Снова начались препирательства, теперь уже с участием представителей обеих команд. Страсти бушевали нешуточные, американцы отказывались выходить и доигрывать матч, считая себя победителями по праву.
Призвал их к порядку генеральный секретарь международной федерации баскетбола, доктор Уильям Джонс, который потребовал соблюдать правила баскетбола. И тренер «звёздно-полосатых» Генри Айба в итоге сумел уговорить своих подопечных продолжить матч, в т.ч. и словами о том, что осталась простая формальность — 3 секунды, победа так и так у нас в кармане.
Вильям Джонс
В конце концов, судьям удалось навести порядок на площадке, очистить её от болельщиков и возобновить игру. Арбитр встречи вручил мяч Ивану Едешко, перед ним, как скала с поднятыми руками вырос 13 номер сборной США, высоченный Том Макмиллен. Однако потом, после жеста судьи символизирующего стену (а на самом деле, арбитр имел в виду то, что нельзя заносить руки за линию площадки, изобразив, таким образом, границу), американец отошел в сторону, восприняв это как судейское замечание и освободил, тем самым, пространство нашему игроку.
Недолго думая, разыгрывающий защитник сборной СССР через всю площадку отправляет «самонаводящуюся» передачу под кольцо на Александра Белова, которого в тот момент держали двое американцев, Джеймс Форбс и Кевин Джойс. Вот как описывает сам Белов этот судьбоносный момент матча: «Американцев было двое. Десятый номер чуть ближе к центру, чем я, четырнадцатый — между лицевой и мною, ближе ко мне. Я показал обманное движение, потом резко повернулся и рванул к щиту. Пас был великолепный. И оказался под щитом совсем один. Я даже обернулся: никого нет. И я очень аккуратно правой рукой бросил мяч».
Точно. И всё, звучит сирена об окончании матча. ПОБЕДА, громко восклицает в микрофон наш комментатор Ирина Еремина! И в тоже мгновенье, не помня себя от радости, игроки сборной СССР устраивают под своим кольцом кучу малу. После матча американцы подали протест. Всю ночь пока шло разбирательство, наши игроки находились в напряжении. В итоге, протест был отклонен: тремя голосами «против», двумя «за».
Любопытно, что один из судей, который принимал решение, был по национальности Венгр. Его родители погибли в 1956 году, когда в Будапешт вошли советские танки, и, тем не менее, голос этого арбитра оказался в числе тех, кто выступил за то, чтобы сохранить победный результат за сборной СССР.
К слову, американцы до сих пор считают себя победителями, мало того, что они отказались получать серебряные медали, да еще и потомкам завещали ни в коем случае этого не делать. Однако, вместе с тем, все же признали, что Белова следовало держать плотнее.
Пожалуй, самый известный поединок за всю историю международных баскетбольных соревнований. И совершенно точно самый яркий за всю историю этих турниров на Олимпийских играх. До этого момента ни разу не уступала в финалах Игр, даже несмотря на то, что в те года на Олимпиады ехали не профессионалы из НБА, а студенты. Счет на табло был 50:49 в пользу американцев, главный тренер взял тайм-аут, было принято решение доверить завершение игры Сергею Белову и Модестасу Паулаускасу .
Первая попытка советских баскетболистов ввести мяч закончилась неразберихой у судейского столика: арбитр-секундометрист отказывался подписывать протокол, поскольку по его хронометру игру остановили чуть раньше положенного. Проблема была в том, что табло включили в тот момент, когда Иван Едешко отдавал пас, а не в момент касания мяча игроком, принимающим передачу, как того требуют правила.
После устранения всех неполадок Едешко получил еще один шанс, и на этот раз через всю площадку бросил мяч к щиту американской команды, где находился Александр Белов. Джеймс Форбс в этот момент упал, а Кевин Джойс оказался за лицевой линией. Советский баскетболист поймал мяч и отправил его в кольцо. Американцы подали протест, и судейская коллегия до самого утра обсуждала ситуацию.
Всю ночь шло заседание комиссии, а мы не спали, — рассказывал впоследствии Едешко. — В гостинице ждали решения. В холодильнике пиво, баварские сосиски, но к этой красоте не притрагивались. Вдруг переигровка? Утром открывает дверь Башкин , второй тренер: «Переигровка…» Вот что должен был фотографировать Юрий Рост! Наши лица, когда услышали эту весть! Башкин, выдержав паузу, продолжает: «В 1976-м».
Все решил голос тогдашнего президента Международной федерации баскетбола (ФИБА) Абделя Монейма Уаби . Он утверждал, что справедливо было бы переиграть матч, но времени для этого до окончания Олимпиады не осталось. «СЭ» рассказывает о том, как сложились судьбы у советской пятерки, которая была на площадке в те самые три секунды.
Александр БЕЛОВ
центровой
Автор того знаменитого броска после Игр-72 прожил всего 6 лет. Он успел стать бронзовым призером Монреаля-76, но уже тогда его стало подводить здоровье. В самом начале 1977 года перед отъездом в Милан на еврокубковую игру с «Чинзано» случился скандал на таможне. «Выезжая за границу, наши спортсмены всегда вывозили с собой что-то на продажу, — рассказывала «Известиям» жена Белова, баскетболистка ленинградского Александра Овчинникова . — Суточных не хватало, а так выручали какую-то сумму. Насколько знаю, в ту поездку несколько спартаковцев, скинувшись, взяли водку, икру и иконы. Когда эту сумку обнаружили на таможне, все свалили на Белова. Думали, ему простят: он звезда, великий, без него и сборная — не сборная. Не простили…».
Белова лишили звания заслуженного мастера спорта, исключили из сборной и лишили стипендии, запретили не только играть за «Спартак», но и тренироваться вместе с ним. Бытует мнение, что таким образом его пытались переманить в , но, как бы то ни было, нервная 10-месячная пауза отразилась на его здоровье. Весной 1978 года, Александр Гомельский позвал Белова на подготовительный сбор к чемпионату мира в небольшом латышском городке Талее. Короткое время спустя спортсмен почувствовал себя плохо, но смертельный диагноз — саркома сердца — врачи долго поставить не могли.
«Сашу уложили в больницу, — писал после в своей книге Гомельский. — Причем — горькая ирония судьбы — это была та же больница, где умер его отец. Вдобавок Саша оказался даже на той же самой кровати, на которой лежал отец. Из больницы Саша уже не вернулся…» В марте 2007 года Белов был включен в зал баскетбольной славы ФИБА.
Модестас ПАУЛАУКАС
форвард
Для литовского форварда и капитана сборной Олимпиада в Мюнхене стала последней в карьере. «Он умел сплотить партнеров вокруг себя, создать на площадке дружный, боевой коллектив, настроенный на победу, и повести его за собой вперед, — писал в своей книге Гомельский.- Капитанскую повязку и в своем родном клубе, и в сборной Модестас носил по праву. Паулаускас отстаивал право считаться первым среди равных добросовестным отношением к тренировкам, отличной игрой. Своей неуемной энергией, комсомольским задором он зажигал в партнерах желание не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать мастерство. На майке Модестаса была цифра 5. Он многие годы играл под этим номером, и играл на «пятерку», отлично».
В составе сборной СССР Паулаускас провел 181 матч, из которых выиграл 162. Спортивную карьеру он закончил в 1977 году, отыграв в прощальной встрече по четверти за родной и сборную СССР. Общительный и доброжелательный литовец нашел себя в детско-юношеском спорте. И совсем не потому, что не смог найти себе применение в качестве тренера в профессиональном спорте. В конце 1970-х — начале 1990-х он работал и с главной командой «Жальгириса», и даже со сборной Анголы . Но, как он сам признался в одном и интервью, рядом с детьми он чувствует себя гораздо уютнее, а главное — полезнее.
Сегодня Паулаускас комментирует успехи на Евробаскете-2017.
Стал самым результативным игроком в составе сборной СССР, набрав 20 очков. Позже он еще дважды становился бронзовым призером Игр. А на домашней Москве-80 зажигал олимпийский факел на церемонии открытия. Спортивную карьеру закончил в начале 1980-х, в 1993 стал президентом Российской федерации баскетбола и невероятным образом совмещал эту должность с работой во главе сборной. При этом на чемпионатах мира 1994 и 1998 года наша команда становилась серебряным призером, в первом случае уступив американской «дрим тим», а во втором — сборной Югославии .
Его в начале 2000-х дважды становился чемпионом России, всего через год после того, как тогдашний президент клуба Сергей Кущенко предложил Белову возглавить команду. Сергея Белова не стало 3 октября 2013 года.
Зураб САКАНДЕЛИДЗЕ
защитник
Без защитника тбилисского «Динамо» знаменитых трех секунд не было бы вовсе. Когда при счете 49:48 в пользу сборной СССР мяч попал к центровому Александру Белову, до конца оставалось 8 секунд. Из всех вариантов продолжения атаки он выбрал диагональный пас назад Саканделидзе, которого караулили сразу два американца. Перехвативший мяч у центральной линии защитник Даг Коллинз рванул к нашему кольцу. Саканделидзе ринулся ему наперерез и сфолил. Не случись «золотого фола», перевес американцев мог стать неотыгрываемым.
Карьеру баскетболиста защитник закончил в 1974 году — просто не видел стимула продолжать. Будучи химиком по образованию, он сумел найти себя после спорта — занимал руководящие должности на крупных предприятиях, в середине 1990-х был владельцем чайной фабрики. Олимпийский чемпион скончался в 2004 году на 59-м году жизни.
«Беда пришла семь лет назад, когда у Зураба обнаружили цирроз печени, — рассказывал в книге Федора Раззакова «Как уходили кумиры» партнер по команде Михаил Коркия . — В Грузии ведь все дела решались и решаются через застолье. Но я бы не сказал, что Сако злоупотреблял, просто печень у него оказалась слабой…
С тех пор он каждые два-три месяца ложился в больницу и прожил бы, я уверен, еще долго. Но неожиданная смерть 31-летнего сына убила его раньше времени. Он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. И умер на руках жены, не приходя в сознание.
Зураб унес с собой частицу меня, мы ведь постоянно были вместе. Родились в одном городе, играли в одних командах. Даже тбилисское «Динамо» в самые трудные его времена тренировали вдвоем. Сохранили для команды место в высшей лиге грузинского чемпионата…
Похоронили его рядом с сыном. На панихиде 12-тысячный тбилисский Дворец спорта был переполнен. Жаль, никого из нашей «золотой» команды не было…»
Ровно 45 лет назад, 10 сентября 1972 года, на XX Олимпийских играх в Мюнхене в 3 секунды произошло событие, которое потрясло весь спортивный, и не только, мир.
Матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Сборная США по баскетболу перед турниром игр 1972 года считалась фаворитом. С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу. 7 раз подряд они выигрывали золото и довели беспроигрышную серию к финальному матчу с СССР до 63 игр. С 1952 года упорную борьбу с ними вели баскетболисты СССР. В 1952, 1956, 1960, 1964 годах в финале игр они встречались со сборной США. В 1968 году сборная СССР завоевала бронзу. Вне программы Олимпийских игр сборной СССР удавалось обыграть сборную США, например на чемпионате мира 1959 года.
Следует также отметить, что согласно принципам, декларированным ещё Пьером де Кубертеном, в Олимпийских играх могли принимать участие только спортсмены-любители. В СССР сложилась противоречивая ситуация, когда формальный статус любителя носили спортсмены, которых западные специалисты относили к профессионалам. Американский корреспондент Франк Сарацено назвал советских спортсменов того времени квази-профессионалами, подчёркивая их неопределённое положение.
Противостояние на спортивной площадке во многом было продолжением политического конфликта в самый разгар холодной войны. Многие зрители из США полагали, что XX Олимпийские игры были откровенно антиамериканскими.
Подготовка сборных
Команда США, приехавшая на Олимпийские игры, была самой молодой в истории. Обычно американские игроки участвовали в Олимпийских играх всего один раз, так как баскетбольная сборная США комплектовалась каждый раз заново из игроков студенческих команд страны в возрасте 20-21 года. Выступление на Играх влияло на результаты драфта и дальнейшую карьеру профессионального игрока. Среди игроков не было явного лидера. Восходящая звезда американского баскетбола и Калифорнийского университета Билл Уолтон не принял участие в играх. Но и без него команда родоначальников баскетбола была серьёзной силой. В составе сборной США выступал самый высокий баскетболист Игр Томми Бёрлсон — 223 см (по другим данным 218 см).
Тренером сборной США на третьих играх подряд был выбран Генри Айба. Известный спортивный специалист с 1934 по 1970 годы был главным тренером баскетбольной команды Университета штата Оклахома. В 1972 году ему исполнилось 68 лет. Айба считался консерватором, расчётливым и осторожным сторонником игры от обороны, что в целом было исторически нехарактерно для манеры игры сборной США.
Молодой сборной США противостояла опытная команда СССР, ведомая лидерами Сергеем и Александром Беловыми. Костяк сборной был уже наигран примерно в течение 7 лет. Советские спортсмены участвовали в играх многократно. Так, для ветерана сборной СССР Геннадия Вольнова это был уже четвёртый турнир подобного ранга. Помощник тренера сборной США Джон Бах называл ту сборную СССР «великой командой». Впрочем, перед советской сборной не ставилась задача выиграть турнир — 2-е место считалось бы вполне удовлетворительным результатом.
С 1966 по 1970 годы тренером ЦСКА и сборной СССР был Александр Гомельский. После неудачного для сборной чемпионата мира 1970 года его на посту тренера сборной страны заменил наставник ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин. Сильной стороной советского тренера было знание психологии, умение добиваться цели при ограниченных ресурсах и способность повлиять на исход игры точными заменами игроков.
Путь сборных к финалу
Золотая медаль баскетбольного турнира была последней разыгрываемой медалью всего олимпийского турнира. Игры складывались для сборной СССР вполне удачно и к этому моменту у неё уже было на счету 49 золотых медалей. В неофициальном командном зачёте сборная США была позади, но был важен политический контекст. 1972 год был годом 50-летия СССР.
Обе сборные без особых проблем добрались до финала. У сборной США на групповом этапе относительно сложный матч был со сборной Бразилии, в котором она проигрывала по ходу матча, но затем сломила сопротивление противника и победила 61:54. У сборной СССР непростой матч на групповом этапе выдался со сборной Пуэрто-Рико. В конце остро протекавшей встречи всего 9 игроков в двух командах набрали по 5 персональных замечаний. В итоге баскетболисты СССР победили 100:87 (Александр Белов набрал 35 очков). Сборная СССР встретила достойное сопротивление со стороны неудобного противника — сборной Кубы — в полуфинале. По ходу матча советские спортсмены даже уступали 6 очков, но кубинские баскетболисты не рассчитали силы, получили слишком много фолов и в итоге уступили 61:67.
Финал. Ход игры.
Свисток о начале игры прозвучал в 23:50 по местному времени 9 сентября (в Москве уже было 0:50 10 сентября). Столь позднее начало игры объяснялось стремлением обеспечить более удобное время показа игры в Северной Америке.
Матч начался с осторожной разведки, игроки заметно нервничали и долго входили в ритм игры. Дебют остался за сборной СССР, к третьей минуте она вела 5:0. Удавались острые проходы и перехваты самого быстрого игрока сборной СССР Зураба Саканделидзе и пошла игра у Сергея Белова. Всю игру сборная СССР вела в счёте примерно 4-8 очков, не давая противнику приблизиться вплотную. Первая половина закончилась со счётом 26:21.
За 12 минут до конца встречи произошла стычка между Михаилом Коркия и Дуайтом Джонсом. Оба игрока были удалены до конца матча. Джонс, по мнению тренера сборной СССР Башкина, значил для американской команды больше чем Коркия для советской — это был ключевой игрок. Судья определил спорный мяч и разыграл его между игроками. После того, как Александр Белов и Брюер поднялись в воздух, Брюер неудачно приземлился и ударился головой об пол. Пришлось вызывать врача. Как вспоминал помощник тренера Джон Бах, Брюер получил в столкновении с Беловым незамеченный судьями удар и продолжить матч после полученной травмы уже не смог. За 9 минут до конца преимущество сборной СССР достигло 10 очков. Тут подопечные Генри Айба наконец собрались. За 6 минут до конца они взяли советских игроков в плотный прессинг. Усилиями Рэтлифа, Джойса и Бантома преимущество стало таять и за минуту до конца уже составляло одно очко. Игроки сборной СССР устали и начали нервничать. Попытка вывести двух разыгрывающих также не помогла. Четырежды промахивались с линии штрафных в концовке Сергей Белов и Саканделидзе. Однако, благодаря удачно пробитым штрафным капитана Модестаса Паулаускаса небольшое преимущество всё же удалось сохранить к последним секундам.
Последние 8 секунд матча
За восемь секунд до конца матча сборная СССР вела в счёте 49:48. Александр Белов подобрал мяч после блокшота Макмиллена и оказался прижат к лицевой линии. Находясь под прессингом противника, как вспоминал сам Белов, он уже падал в аут. По мнению Дугласа Коллинза, всё что нужно было сделать Белову ― это не сразу отдавать пас, а стоять на месте или отдать пас как можно ближе по времени к финальной сирене стоявшему рядом Сергею Белову. Но вместо этого Александр неожиданно отдал пас закрытому Саканделидзе и мяч у центральной линии перехватил Коллинз. Американский игрок рванулся к щиту противника и уже сделал два шага перед броском.
Саканделидзе не оставалось ничего другого, как фолить. Он догнал и повалил уходящего от него противника на площадку, продавив под щит. Расчёт был в том, что Коллинз, пробивая штрафные, мог промахнуться. Кроме этого для пробивания штрафных было бы остановлено время, что позволило бы более спокойно принять решение или взять тайм-аут. Коллинз врезался в основание щита, но смог подняться. Генри Айба сказал, что «если он сможет держаться на ногах, то и бросать сможет». Американский баскетболист уверенно забил оба мяча с линии штрафных. Сборная США впервые в матче вышла вперёд 50:49.
После фола Саканделидзе и первого броска Коллинза (и до исполнения второго) Владимир Кондрашин попросил тайм-аут. Однако, сирена прозвучала слишком поздно, когда Коллинз уже держал мяч и готовился ко второму броску, что хорошо слышно в записи трансляции, но ни игроки, ни судьи в поле не обратили на неё внимания. После того как Коллинз успешно выполнил второй бросок, судья отдал мяч Алжану Жармухамедову для продолжения игры. В этот момент помощник тренера сборной СССР Башкин бросился к судейскому столику, пытаясь разобраться, почему судьи не остановили игру и не дали тайм-аут. В результате последующих событий игроки сборной СССР трижды вводили мяч в игру.
Первый ввод мяча в игру
На официальном секундомере осталось 3 секунды. Жармухамедов получил мяч от судьи и ввёл его в игру пасом на Сергея Белова. Нападающий сборной СССР начал ведение, но тут Ренато Ригетто остановил игру из-за того, что советский тренер Башкин прибежал к судейскому столику и поднял большой шум. Башкин и Кондрашин словами и знаками требовали, чтобы им предоставили тайм-аут. На официальном секундомере оставалась 1 секунда.
Участник советской делегации Юрий Озеров, сидевший на трибуне, отправился за помощью к сидевшему у игровой площадки генеральному секретарю FIBA Уильяму Джонсу (Великобритания). Они хорошо знали друг друга (Озеров был продолжительное время тренером сборной СССР). Джонс откликнулся и обратился к судьям с просьбой дать тайм-аут сборной СССР.
Второй ввод мяча в игру
Перерыв закончился. Судьи передали мяч Едешко, он ввёл его пасом на Паулаускаса, который стоял несколько ближе к центру площадки, слева от трехсекундной зоны. Макмиллен активно мешал Едешко ввести мяч. Паулаускас попытался отдать пас на Александра Белова, стоявшего под кольцом американской сборной, но не попал, и мяч, ударившись об щит, отскочил в поле. Однако ещё до того, как Паулаускас бросил мяч, раздалась сирена. Как признают даже американские источники, сирена раздалась явно раньше трёх секунд, которые должны были оставаться на секундомере.
Зрители и игроки в большинстве своём приняли её за сирену, сигнализирующую об окончании матча. Зрители высыпали на площадку и начали совместное празднование. Комментатор советского телевидения Нина Ерёмина сообщила, что матч проигран. Между тем неожиданно оказалось, что на официальном секундомере значится 50 секунд. Секундометрист Йозеф Блаттер не сразу разобрался с кнопками, регулирующими время игры, а судьи в поле не обратили внимание на то, что время ещё не установлено, и дали команду начать атаку.
В игру снова вмешался Уильям Джонс, также подошедший к судейскому столику. Он встал на сторону советской команды, показывая, что она должна получить свои три секунды и доиграть их как положено. Как утверждает корреспондент журнала Sports Illustrated Гэри Смит, Джонс заставил рефери матча Ригетто открутить время секундомера игры назад, несмотря на его протесты. Помощник тренера Дон Хаскинс предложил Генри Айба увести команду с площадки, давая тем понять, что матч уже выигран. Айба решил не идти на конфронтацию, сказав, что не собирается упускать золото только из-за того что «мне было лень пошевелить задницей».
Судьи восстановили порядок на площадке и убрали с неё всех посторонних.
Третий ввод мяча в игру
Мяч от судьи снова получил Едешко. В этот раз центровой сборной США Макмиллен повёл себя иначе — повинуясь жесту судьи, он не стал мешать ему (в рамках правил) ввести мяч в игру. По утверждению Ивана Едешко, американский игрок не понял плохого английского судьи и решил, что тот указывает ему не мешать ввести мяч в игру. Макмиллен вспоминал, что он всё прекрасно понял и судья, против всех правил, просто заставил его уйти и не мешать советскому игроку. Иван Едешко ввёл мяч в игру пасом через всю площадку Александру Белову, которого держали 10 и 14 номер сборной США.
Александр ушёл от защитников финтом, обозначив рывок вперёд и назад, развернулся и аккуратно положил мяч в корзину.
После этого прозвучала финальная сирена. Окончательный счёт был зафиксирован 51:50 в пользу сборной СССР.
Сразу по окончании матча американская сторона подала протест, пытаясь обжаловать результаты матча. Коллегия FIBA, заседавшая той же ночью, рассмотрела все обстоятельства матча. Голосование коллегии закончилось тремя голосами против двух в пользу решения о том, чтобы оставить счёт матча 51:50 в пользу сборной СССР в силе. Американские игроки и тренеры усмотрели в этом решении последствия политического лобби социалистического блока в аппарате FIBA. «За» проголосовали представители соцстран (Куба, Венгрия, Румыния). «Против» представители капиталистических стран (Пуэрто-Рико, Италия). По другой версии, итоги голосования остались тайной. Венгерский арбитр Ференц Хепп, возглавлявший апелляционное жюри, вспоминал: «Самым справедливым решением, возможно, была бы переигровка финального матча. Но на это вряд ли согласилась бы советская делегация, да и времени для повторного поединка уже не оставалось. В конце концов пришли к выводу, что вопрос надо решать путём тайного голосования. После его завершения, я просмотрел карточки и объявил, что результат матча — 51:50 в пользу сборной СССР — утверждается. Советы выиграли честно, и я отдал за них свой голос. А как голосовали другие члены жюри, пусть это останется тайной».
Советские баскетболисты всю ночь ждали возможной переигровки. Затем со второй попытки вышли на церемонию награждения на следующий день после матча и после заседания, и не в Rudi-Sedlmayer-Halle, а в другом помещении. «Серебряная» ступень пьедестала была пустой. Игроки сборной США провели тайное голосование командой и приняли решение не выходить на церемонию награждения и отказаться принять серебряные медали.
В октябре 1972 года исполнительный директор Олимпийского комитета США Артур Ленц направил в МОК второй официальный протест на результаты игры, не добившись ответа в FIBA.
Как утверждал Артур Ленц, один из судей, бразилец Ригетто, отказался подписывать финальный протокол и устно высказался о том, что результат матча достигнут вопреки правилам игры в баскетбол. Об этом часто говорится в воспоминаниях американских игроков и в журналистских расследованиях последствий игры. Однако, Габдльнур Мухамедзянов (один из советских арбитров, обслуживавших олимпийский турнир 1972) сообщает в интервью, что лично видел подпись Ригетто под протоколом и только тогда понял, что матч сборная СССР официально выиграла. Судья Ренато Ригетто после игр 1972 года никогда больше не судил матчи на международном уровне. В 2007 году его имя было занесено в зал славы ФИБА.
Несмотря на многочисленные протесты, результат матча окончательно занесён в официальные протоколы Олимпийских игр. Победитель баскетбольного финала XX Олимпийских игр — сборная СССР.
Журналистам “Чемпионата” удалось посетить закрытый пресс-показ и одними из первых увидеть, что же получилось у создателей “Экипажа” и “Легенды 17”.
Для того чтобы быть более объективными, мы отправились на премьеру вместе с куратором раздела “Баскетбол” Никитой Загдаем. В нашем обзоре мы представим две позиции: человека, который не разбирается в баскетболе и каждые 15 минут судорожно доставал телефон, чтобы сверить слишком уж лихо закручивающийся сюжет с фактами из «Википедии», и человека, который точно знал, что происходило в те последние несколько секунд на площадке, и пришёл в зал для того, чтобы понять, получился ли фильм “о баскетболе” или это всего лишь красивая художественная и коммерческая картинка.
Небаскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”
Весь фильм меня не покидало ощущение: “Ну ведь так не могло быть на самом деле!”. Поэтому рука тянулась за телефоном, чтобы в который раз перепроверить фактологию, изученную накануне премьеры. В своём обзоре я постараюсь сосредоточиться на тех фактах, которые могли бы зацепить самого обыкновенного зрителя, пришедшего в кинотеатр. Лично меня, как человека, не сильно глубоко погружённого в баскетбольную тематику, больше всего волновал вопрос: “А как было на самом деле?”.
О сюжете фильма: 1970 год — в сборной СССР по баскетболу сменяется главный тренер, с формулировкой “советская власть проигрышей не прощает”. На смену легендарному Гомельскому приходит пока ещё не такой известный тренер ленинградского “Спартака” Владимир Петрович Гаранжин (прототип — реальный тренер сборной Владимир Петрович Кондрашин). Вместе с ним меняется всё: начиная от состава и заканчивая методикой тренировок и тактикой игры. У сборной появляется не просто амбициозная, но, на первый взгляд, недостижимая цель — обыграть непобедимых американцев на Олимпиаде в Мюнхене в 1972.
Как было на самом деле?
Матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Сборная США по баскетболу перед турниром игр 1972 года считалась фаворитом. С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних Игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу.
На фоне основного сюжета разворачивается несколько сложных и одновременно драматичных линий, которые и делают этот фильм живым и наполненным. Сын Владимира Петровича нуждается в дорогостоящей операции за рубежом, единственный шанс убедить советское правительство подписать все выездные листы — стать героем, сделать что-то невозможное и важное для всего советского спорта.
Как было на самом деле?
Сын легендарного тренера Владимира Кондрашина Юрий действительно нуждался в дорогостоящей операции, всю жизнь он прикован к инвалидному креслу. Диагноз: детский церебральный паралич.
Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”
Параллельно с этим закручивается сюжет вокруг центрового сборной Александра Белова. Во время поездки на сборы в Америку у него диагностируется редкое заболевание — саркома сердца, врачи дают ему от шести месяцев до пары лет жизни.
Как было на самом деле?
После олимпиады в Мюнхене Белов прожил ещё шесть лет. Знаменитого спортсмена лечила целая группа именитых профессоров, которая и установила причину его заболевания: панцирная сетка. Болезнь, когда известь, как панцирем, из года в год покрывает сердечную мышцу. В конце концов человек перестаёт дышать. Болезнь была неизлечимой, и врачи прекрасно это знали. Тренер Белова Владимир Петрович Кондрашин пытался найти в США врача, который смог бы вылечить его талантливого ученика, но эта попытка не увенчалась успехом. Когда Белову стало совсем плохо, он написал письмо другу Ване Рожину, что олимпийскую медаль завещает тренеру (тогда медали давали только игрокам).
Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”
Девизом последних лет жизни Белова становится фраза “Пока живой — всё можно”. Этим пронизан весь сюжет фильма. Победа сборной на последних секундах матча становится не просто победой страны, но чем-то более личным для каждого героя той самой игры. Тогда решался не просто исход поединка, а вершились судьбы.
Но это не все сюжетные линии и перипетии, в фильме нашлось место и красивой истории любви между Александром Беловым и Александрой Свечниковой (прототип героини — баскетболистка Александра Овчинникова). И грузинским застольям с Зурабом и Мишико (Михаил Коркия иЗураб Саканделидзе — “грузинский тандем” — игроки сборной СССР).
И печально известному “олимпийскому теракту”, который унёс жизни 11 человек из сборной Израиля. Об этом подробнее расскажет в обзоре мой коллега.
Всё это нужно смотреть, нужно прочувствовать и пронести через себя, а если рассказать заранее, то и смотреть будет не интересно. Главное, что хотелось бы отметить, говоря о фильме, он получился честным и по отношению к нам, и по отношению к американской сборной. В отличие от карикатурных хоккеистов из “Легенды 17”, в фильме “Движение вверх” отдали должное обеим командам, не было цели показать американцев в невыгодном ракурсе, была цель передать атмосферу битвы чемпионов против чемпионов, лучших против лучших.
Баскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”: история, которую необходимо было придумать
Рассказывает Никита Загдай, куратор раздела «Баскетбол»
«Красная машина», «советский спорт», «играли за страну» и прочие стереотипные штампы можно смело выбрасывать из головы, когда пойдете в кинотеатр на «Движение вверх». Всё, что нужно знать про этот фильм — он не про баскетбол.
Это был как раз мой самый большой страх. Потому что знал, как трепетно создатели подошли именно к баскетбольным историям. Режиссёр Антон Мегердичев вникал в тему так, что начал смотреть тематические тележурналы и изучать баскетбольные новости. Иван Едешко выступал консультантом и практически отвечал за достоверность фактуры.
Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”
Автор того самого паса, герой главного эпизода и один из творцов победы – соучастник экранизации! В съёмках принимали участие баскетбольные люди. От чемпиона Европы 2007 Николая Падиуса до героев уличных площадок Москвы. И были серьёзные опасения, что это будет всего лишь спортивный фильм для крайне узкой аудитории. Для съемок фильма практически из пенопласта собрали баскетбольный корт. Чтобы снимать трюки и не убить актёров и дублёров о жёсткий паркет. Но всё это, как выяснилось, лишь иллюстрации для другой истории.
- Мюнхен-72 — это не просто спортивная сказка со счастливым концом. Это что-то большее. Начать с того, что это просто одна из самых невероятных олимпийских сказок. Не случайно американцы до сих пор не забрали серебряные медали, словно добавляя в ту мистическую историю ещё несколько штришков. Но даже в этой легенде найдётся ещё тысяча скрытых сценарных линий, которые даже придумывать не надо.
- Мюнхен — это трагедия с политическим окрасом. Террористы расстреливают сборную Израиля и меняют олимпийский спорт. Политический окрас (но почему-то под слоганом «спорт вне политики»), безопасность – всё это едва ли не важнейшие аспекты каждой последующей Олимпиады.
- Мюнхен — это точка отсчёта для мирового баскетбола. В 1972 году американцы впервые проиграли. И родилось противостояние в рамках холодной войны. СССР против США. То, как выглядит баскетбол сейчас, – это последствия той самой битвы. Итог всего этого – появление «дрим-тим» через 20 лет, и глобализация баскетбола. 3 секунды не просто перевернули мир, они его взболтали, но не сразу смешали.
- Мюнхен родил настоящее тренерского противостояние. Гомельский создал ту самую сборную. Но Кондрашин смог с ней выиграть Олимпиаду. А дальше отечественный баскетбол фактически разделился на два лагеря. Ради справедливости — Гомельский выиграл золото Игр только в 88-м. Поставив точку в баскетбольной главе под названием «Советы против США».
Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”
- Эта победа практически официально оформила Сергею Белову статус легенды. Без этого золота его величие было чуть менее ярким. Каким бы доминирующим баскетболистом своего времени он ни был, только победы делают великими. А 20 очков в финале против непобедимых американцев – пожалуй, главный подвиг в карьере Сергея Белова.
- Александр Белов — автор победного броска и обладатель неизлечимого недуга. Такую историю могла выдумать только сама жизнь. Стать героем главного эпизода в истории олимпийского баскетбола и уйти из жизни в 26 лет.
- Иван Едешко. Разыгрывающий с ростом 195. Это опережало время на годы вперёд. И в сборной не такой быстрый, но высокий плеймейкер появился именно по инициативе Владимира Кондрашина. Ноу-хау начала 70-х. Мэджик Джонсон своего времени! Итог – тот самый пас. Ещё один сюжет.
- Модестас Паулаускас. Одна из первых литовских легенд. Чуть было не сбежал из СССР. Но остался и выиграл Олимпиаду. Ещё один сюжет, заслуживающий экранизации.
- Владимир Кондрашин. Тот, кто не боялся смелых экспериментов и отдельно готовился к матчу с американцами. Он сделал ставку на Едешко. Он впервые выпустил двух грузин Саканделидзе и Коркию вместе в финале, подняв уровень страсти до запредельного уровня.
Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”
Это история людей. Тех, для которых баскетбол был смыслом жизни, а для кого-то просто работа. Режиссёры «Движения вверх» не стали выбирать историю. Они перемешали все это и переплели между собой. Трикотажные костюмы советских спортсменов, и отличные декорации. Немного политики партии, которая была важной частью «любительского спорта» того времени. И невероятные истории людей. Разных национальностей, рожденных в деревнях, городах, в разных культурах и иначе принимающих общий флаг СССР.
После просмотра фильма, неумело сдерживая восторг, захотел сделать только одно — набрать номер Ивана Едешко и задать два вопроса. Иван Иванович ответил на звонок сразу.
Насколько точно переданы характеры игроков той сборной?
— Слегка утрировано, но ничего не придумано. Примерно всё так и было.
Хронология финального матча Олимпиады – это художественный ход?
— Да вы что?! Мы столько раз все проговаривали, обсуждали и дискутировали. Создатели фильма хотели максимально точно передать эмоции и настроение того времени. Конечно, баскетбол показан иначе. Но суть верна. Мы выигрывали тот матч и сами чуть не проиграли. Сергей Белов был великолепен. Никто из американцев не мог его остановить. Всё это показано, и в этом есть некая справедливость. Конечно, мы не забивали с такими выкрутасами, но мне объяснили это желанием показать всю яркость баскетбола. Так что если не акцентировать внимание на всей этой акробатике, то да. Фильм больше документальный, чем художественный.
Сейчас, когда фильм уже готов к премьерам, продюсеры занимаются серьёзным промоушеном. И это не просто использование инструментов отечественной киноиндустрии с билбордами в центре Москвы. Это по-настоящему баскетбольная история. Актёры ходят на матчи, вместе с Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко устраивали автограф сессию на матче Евролиги. И это было невероятно трогательно. Едешко вместе с актёром, который сыграл Ивана Ивановича. Актёры фильма уже провели несколько выставочных матчей. Предпоказ для кинокритиков прошёл параллельно для «баскетбольной тусовки». И если суровые кинокритики цинично и холодно хвалили фильм, то неискушённые зрители едва сдерживали слёзы. Одни из-за того, что баскетбол заслужил большого экрана. А другие – из-за осознания масштаба личностей того подвига. 3 секунды — это не просто эпизод финального матча. Это вишенка на торте большой драмы.
На какое-то время баскетбол стал не просто основой для отличного фильма. Он стал частью чего-то большего, чем просто вид спорта с хештегом «лучшая игра с мячом».
Иван Едешко отдал идеальный пас через всю площадку, а Александр Белов, выпрыгнув выше двух опекавших его американцев, принял мяч и точно уложил его в корзину. 51:50 и золото у нашей команды.
Александр Белов (в красном) принимает ту самую передачу
Формула успеха
1. Угол вылета мяча в момент паса Едешко — 40°. Придерживайся диапазона 36–50°: увеличивая или уменьшая угол, ты вынуждаешь себя прилагать больше силы.
2. Пас должен требовать 70–75% максимальной силы. Если этот показатель будет выше, возрастет брак.
3. Дальность передачи Едешко — 27 м 51 см. Чтобы повторить ее, тренируй пасы на 30–39 метров, тогда более короткие будут даваться легче.
Прием-прием
Александр Белов (рост 200 см) принял мяч на высоте 305 см. «Прием любого паса, отданного с большого расстояния, — это тяжело, тем более когда рядом два защитника. Важно стараться и выпрыгнуть, и приземлиться в балансе» , — говорит защитник ЦСКА и бронзовый призер Олимпиады-2012 Антон Понкрашов. 10-му и 14-му номерам сборной США это не удалось, поэтому через секунду первый из них упадет на паркет, а второй улетит за пределы площадки, и Белов без всяких помех забьет мяч.
Как отдать пас через всю площадку
1. «Такой пас сложно отдавать с места. Поэтому нужно, как и Иван Иванович, сделать небольшой разгон и подпрыгнуть, причем так, чтобы нога, противоположная руке, которой отдаешь мяч, была впереди» , — советует Понкрашов. Так ты увеличишь силу передачи.
2. Отдавать мяч двумя руками (от груди или из-за головы) будет сложнее, поэтому лучше делать пас фактически одной рукой.
3. Еще есть так называемый бейсбольный пас, который отдают с места: делаешь замах, разворачивая корпус и заводя мяч за голову, и потом всем корпусом кидаешь, как копье. Этот прием требует большей физической силы и не у всех получается.